5 способов управлять ДМС — и сделать сотрудников счастливее

ДМС — базовая составляющая соцпакета. По данным HeadHunter на середину 2016 года, около 18% работающих жителей России пользуется корпоративной медицинской страховкой: это хороший способ мотивации и залог здоровья персонала.
5 способов управлять ДМС — и сделать сотрудников счастливее

Но путь до впечатляющих результатов — повышения работоспособности, лояльности и сокращения больничных — может быть долгим. Сотрудникам еще предстоит научиться ответственно подходить к здоровью, работодателям — ориентироваться на рынке ДМС, а страховым компаниям — быть гибкими и предлагать клиентам удобные системы для работы с базой застрахованных. Вместе с директором по операционной деятельности СК «Альянс» и СК «Альянс Жизнь» Стефаном Шмидом мы разобрались, почему ДМС необходимо управлять и как сегодня меняются услуги корпоративного медицинского страхования.

1. Анализируйте траты

Каждая компания, как семья, уникальна. И расходы на страхование у нее свои. Прежде чем планировать изменения в пакете ДМС, необходимо проверить, как сотрудники пользовались им раньше, и предложить программы, которые справятся с их потребностями.

Аналитика по договору страхования есть у компании-страховщика. Анализируя, какие клиники и услуги являются наиболее востребованными, обратите внимание на три вещи:

  • Динамика заболеваний. Поможет разработать сезонные профилактические меры в разных отделах компании.
  • Посещаемость учреждений. Поможет исключить невостребованные клиники.
  • Список использованных услуг. Помогает сформировать актуальный пакет ДМС.

Клиенты компании «Альянс», с которой мы создали эту статью, могут управлять программой страхования самостоятельно, без постоянных обращений к менеджеру. HR-менеджер через специальный защищенный портал формирует заявки на прикрепление и открепление застрахованных, на смену страховой программы, выгружает информацию о посещаемости кли-ник и полную аналитику по договору страхования. Все данные можно получить через HR-портал Allianz, включая информацию о программах страхования и их стоимости, список лечебных учреждений, их посещаемость и местоположение на интерактивной карте. В ближайшее время компания планирует запустить серию отчетов, один из них — отчет по видам заболеваний согласно Международной классификации болезней. В нем будет показана обобщенная статистика о том, какие заболевания были найдены у коллектива.

2. Учитывайте мнение сотрудников

Один сотрудник мечтает не о поликлинике премиум-класса, а о страховке для детей. Другой с детства ходит в одно и то же учреждение, а вот застраховать свою жизнь и обезопасить себя на случай критических болезней хотел бы с помощью работодателя. Третий готов доплатить компании, лишь бы включить в страховку побольше услуг.

Однако соцпакет в большинстве компаний — неизменная величина, и личным предпочтениям там не место.

Пожалуй, лучшее будущее для рынка корпоративного страхования — индивидуальные пакеты услуг для каждого сотрудника. Поэтому компании стремятся персонализировать программы, предлагать клиентам гибкие льготы и инструменты для работы с ними. Например, сейчас над этим работают в компании Allianz.

Один из видов персонализации, который давно существует на рынке, — разные пакеты ДМС для разных групп сотрудников, разделенных по грейдам или стажу работы. Обычно таких групп в организации не больше 5–6: пока что сформировать индивидуальные предложения для каждого сотрудника и администрировать их можно только вручную, и стоит это недешево.

3. Занимайтесь профилактикой

Современные тренды медицинского страхования касаются именно превентивных мер: они дают долговременный эффект и снижают стоимость страхования в будущем, а ранняя диагностика критических заболеваний уменьшает траты на их лечение.

Однако реализовать превентивные меры сложнее, чем рассказать сотрудникам о списке клиник и услуг по ДМС. У человека всегда будет мотивация лечиться, но в профилактическую заботу о здоровье их приходится активно вовлекать. С этим хорошо помогают:

  • врач-куратор, который сориентирует на рынке медуслуг;
  • врач в офисе, который на ранней стадии выявляет болезнь, предупреждает ее развитие и экономит рабочее время;
  • диагностические “чекапы” — проверки здоровья сотрудников без серьезных жалоб;
  • анализ динамики заболеваний: вы сможете предсказать сезонные эпидемии, предупреждать развитие “профессиональных” заболеваний в разных отделах компании;
  • вакцинация;
  • программы психологической помощи сотрудникам;
  • программы отказа от курения;
  • программы контроля веса.

Современные страховые компании предлагают программы, которые не раздувают страховой бюджет, но экономят рабочее время сотрудников и улучшают качество жизни.

4. Делите траты с сотрудниками

Покупка страхового полиса с франшизой — хороший способ снизить цену корпоративного ДМС и не потерять в качестве услуг. Или даже поднять их качество: включить клиники более высокого уровня при той же цене.

Франшиза — это расходы, которые страховая компания сотруднику не возместит. Например, небольшие суммы на первичные приемы врачей: сотрудник сможет оплатить их самостоятельно, а если необходимо дальнейшее лечение, страховка его покроет.

Такой вариант подходит для компаний с молодыми и здоровыми сотрудниками. В этих коллективах ДМС не всегда ценят: некоторые сотрудники уверены, что им больше пригодилась бы прибавка к зарплате, а не страховка. В случае травм или неожиданных серьезных проблем со здоровьем у молодого человека страховка с франшизой окупит лечение, а остальное не будет казаться ему фальшивым преимуществом. Также страховой полис с франшизой может выступать как дисконтная карта с внушительной скидкой при обращении в клиники премиального сегмента.

Для компании такой полис может стать на 25% дешевле: скажем, если сейчас вы платите 30 тысяч за человека, после введения 10%-ной франшизы цена снизится до 23 тысяч.

На российском рынке таких предложений пока немного: определение франшизы появилось в законодательстве только два года назад. Сегодня в компании Allianz, вместе с которой мы подготовили этот материал, значительная часть клиентов покупает корпоративные программы страхования с франшизой. Причем оплата франшизы для застрахованных в Allianz не сложнее покупки в интернет-магазине: достаточно просто завести себе виртуальный счет в личном кабинете.

5. Вникайте в детали: выясните, как страховая компания строит коммуникации с клиентом и сотрудниками

Новая страховая компания — это новые документы, новые клиники, новая коммуникация с сотрудниками. А самый частый повод для смены страховой компании — это именно сложности в коммуникации, а не плохое медицинское обслуживание. Те, кто однажды сделал неудачный выбор, с удовольствием расскажут, каких затрат им стоили общение, документооборот и решение спорных вопросов.

Чтобы не столкнуться с непрофессионалами, ориентируйтесь на известные компании с хорошей репутацией. Спрашивайте не только о ценах и программах, но и о том, как будет построено ваше взаимодействие, как рассматривают жалобы клиентов к медицинским учреждениям, сколько времени занимает добавление и открепление застрахованных. Уточните, что может предложить компания именно вашим сотрудникам, с их особенностями и потребностями, есть ли возможность подстроить стандартный пакет ДМС под ваши нужды.

Компания Allianz, с которой мы сделали этот текст, в следующем году запускает HR-портал для управления ДМС, где программами страхования смогут управлять сами клиенты — и получать услуги без постоянного общения с менеджером, переписок и ожидания.

Материал подготовлен совместно с компаниями СК «Альянс» и СК «Альянс Жизнь».